+7 499 504-04-02
д. Красная Пахра, д. 1.
Профессиональная деятельность команды компании «Театральные технологические системы» продолжается без малого четверть века: с 1991 года ее специалисты занимаются разработкой и производством театральной механики и электроники, проектированием и реализацией объектов культуры и развлечений.
Ранее работа велась в рамках самостоятельного подразделения компании «Стройцирк», а после ее реорганизации в 2011-м образована новая независимая компания — ООО «Театральные технологические системы» («ТТС»). Мы встретились и побеседовали с одним из основателей прежнего «Стройцирка», учредителем и генеральным директором «ТТС» Виталием Якуниным.
Знания и опыт
Механика и электроника сцены, проектирование и оснащение театральных залов — исторически по этим направлениям продолжается работа, которая велась до реорганизации. В нашу компанию были переданы все производственные мощности и штат бывшего подразделения. В «ТТС» трудятся 140 профессионалов своего дела, многие из них с колоссальным опытом работы. В их числе Светлана Киор — руководитель нашего проектно-конструкторского отдела, один из лучших современных театральных технологов, и Сергей Киор — директор по инновациям, идеолог и главный разработчик всех наших электронных технологий. На сегодня реализовано огромное количество проектов, многие находятся в работе, но еще больше — на стадии подготовки.
География наших проектов — вся Россия, страны СНГ, а в перспективе — выход на Европу, сейчас прорабатывается ряд предложений.
Стратегия
Мы ориентируемся на тенденции рынка и не стараемся подражать другим производителям. Повторяя путь конкурентной компании, всегда будешь на шаг позади, поэтому мы избрали собственный путь развития. Объединяя опыт наших сотрудников, инновационные разработки и современные технологии, мы добиваемся точной реализации замыслов наших заказчиков.
Партнерские отношения
Любой комплексный проект начинается, конечно же, с вешалки, как в театре, и чашечки чая — садимся вместе с заказчиком, обсуждаем предложения по проекту и вырабатываем единую концепцию, которая в конечном итоге приведет к наилучшему результату. Мы не привязаны жестко к каким-либо брендам, поэтому при создании проектов наши специалисты подбирают наиболее интересное и оптимальное решение под каждый объект, учитывая рамки бюджета и пожелания заказчика. Собственное производство дает нам возможность включать в проекты эксклюзивные разработки. А сочетание их со стандартными элементами позволяет добиться принципиально значимой оптимизации функциональности и стоимости проекта в целом.
Мы выступаем ОЕМ-/ODM-производителем для ряда компаний, то есть изготовляем определенную продукцию под маркой другой компании. Также выпускаем оборудование под собственной торговой маркой «ТТС» и уже вышли на международный рынок под новым экспортным брендом Theatre Systems. Надо сказать, что происхождение названия бренда от фамилии налагает некую дополнительную, личную, ответственность.
Всегда готовы к совместной с партнерами работе над проектами, как в режиме «под ключ», так и над отдельными этапами: от составления технического задания и проектирования любого раздела, разработки и выпуска эксклюзивного оборудования под конкретный проект до поставки и монтажа, пусконаладки и последующего обслуживания объекта.
На данный момент мы расширяем нашу партнерскую сеть. Ряд компаний с нами работает уже долгие годы, но мы всегда рады новым партнерам как в России, так и за ее пределами.
Нашими технологиями интересуются за рубежом, а мы, в свою очередь, поставляем зарубежные технологии на российский рынок.
Продукция
Из-за рубежа мы поставляем не только определенные элементы механики сцены, но и системы трансформируемого зала, алюминиевые конструкции, цепные и ленточные лебедки, световое, звуковое, мультимедиа-оборудование, видеотехнологии.
Из продукции собственного производства, помимо компонентов для технологического оснащения театров — одежды сцены, конструкций и приводов для верхней, нижней и специальной механики сцены, систем управления и пультов менеджера сцены (помощника режиссера), мы серийно производим широкую линейку стандартного оборудования для инсталляций: лючки, распределители питания, стойки, световые башни, струбцины, рэковые шкафы, свитчеры; выпускаем свои контроллеры для цепных лебедок.
Тенденции
Сегодня театры и площадки в целом стремятся к современным технологиям. А ведь еще десять-пятнадцать лет назад в механике сцены в целом было довольно жесткое и категоричное неприятие электроники и сложных систем. Отсутствовали специалисты, и нас просили ставить простую автоматику «кнопочка и пускатель». Сейчас страх перед сложностью проходит, идет переход на системы с регулировкой скорости, на компьютерные системы. Сказывается и общий рост осведомленности об инновациях и возникающее отсюда стремление к совершенствованию. Люди ездят на выставки, видят новое, пробуют, рождаются новые постановочные задачи, с такими заказчиками очень интересно работать. Другими словами, ситуация серьезно меняется.
Этот процесс начался не так давно, он несет новые идеи и новые перспективы для нас. Люди видят, что все эти системы четко работают, надежны, к тому же их возможно обновлять и таким образом поддерживать в актуальном состоянии. К примеру, пять лет назад мы делали механику сцены театра ГИТИС (новое здание), в том числе компьютерную систему управления механикой, а этим летом они обратились к нам за апгрейдом. Сергей Киор переговорил с сотрудниками ГИТИСа, и специально для них была написана новая версия нашего программного обеспечения последнего поколения (мы можем себе это позволить). Теперь осталось установить новейшие осевые контроллеры для приводов — и система станет одной из лучших в России на сегодня.
Новые проекты
Мы недавно завершили проектные работы по реконструкции Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Помимо нашего предложения, рассматривался вариант участия зарубежных компаний, но выбрали именно нас. Это очень престижно, потому что Михайловский театр по сложности оснащения занимает четвертое место в рейтинге по всей России. Кроме механики и электроники, наша компания проектировала всю звуковую систему и комплекс управления спектаклем (расширенная система пульта помощника режиссера, ППР). Без преувеличения можно сказать, что этот проект крайне сложный. Система для помощника режиссера не имеет аналогов в России. Высокий уровень исполнения этого проекта подтверждает нашу компетенцию. Это стало одним из главных аргументов для всемирно известной компании SBS Buehnentechnik, чтобы начать сотрудничество с нами.
Из других недавно выполненных проектов — Большой зал нового здания Финансового университета при Правительстве РФ, один из крупнейших залов в Москве. Компания спроектировала, поставила и запустила в работу весь комплекс сценических технологий: механику, свет, звук, системы управления, включая передовую систему управления нерегулируемыми цепями IntelliSwitch, видеосистемы, систему помрежа, кресла и одежду сцены.
Хочу выделить Дом ветеранов сцены (Санкт-Петербург), проект реконструкции которого курировался Управлением делами Президента. Здесь были соблюдены исключительно сложные требования к качеству работ и внешнему виду инсталляции (объект расположен в историческом здании, а значит, все следовало выполнить в гармоничном сочетании существующих архитектурных деталей, интерьеров и современной техники).
Применение собственных разработок мы оцениваем не только в привязке к российскому рынку. Например, сейчас заканчивается комплектация оборудованием механики сцены Театра балета в Астане. Это достаточно интересный проект, в нем используются наши вертикальные лебедки, много нижней механики c приводами Spiralift от фирмы Gala Systems Inc и наша компьютерная система управления IntelliMech.
В портфолио компании, кроме наличия знаковых крупных объектов, велика доля средних и малых проектов. Для нас интересен каждый проект независимо от его размеров, это всегда возможность найти новые решения и усовершенствовать собственные разработки.
Собственное производство
У нас действительно работают станки с компьютеризированной системой управления (числовое программное управление, ЧПУ) — токарно-фрезерные, лазерный, гибочный, это высокотехнологичные, чрезвычайно точные и надежные инструменты.
Около пяти лет назад мы запустили роботизированную линию по поверхностному монтажу электронных компонентов, потому что перестали справляться с объемами ручного монтажа. Она закрыла все наши потребности на годы вперед: качество исполнения высочайшее, производительность колоссальная, уровень сложности изделий ощутимо возрос. Точно так же решили вопросы и на других стадиях производства.
Но наш подход подразумевает разумное совмещение технологий. Кроме автоматизированных и роботизированных линий, мы используем и цеха ручной обработки — токарной, фрезерной. Механика — это часто не серийный поток. Есть серийные изделия, есть те, которые выпускаются на протяжении, скажем, десяти лет, а есть штучная, эксклюзивная продукция. У нас работает пять конструкторов; всегда приходится что-то придумывать или модифицировать, выпускать единичные изделия — тогда выдается чертеж в руки нашим опытным рабочим. А ЧПУ-станки используются уже при серьезной партии.
Импортозамещение
«ТТС» — российская компания с собственной инженерной и производственной базой в российских городах Москве и Орле. Относительно импортозамещения мы находимся в выигрышном положении. С помощью одних только своих технологий и продукции собственного производства мы можем решить внушительный объем задач в области механики сцены, и мы активно развиваем это направление.
Не стоит забывать, что импортозамещению активно «помогают» китайские производители, и мы приняли решение не уходить в эконом-сегмент, а следовательно, делать акценты в собственном производстве на высокотехнологичные и высококачественные изделия.
Думаю, полного импортозамещения в нашей отрасли быть не может. Сейчас вся наша область деятельности во всем мире пришла к высоким технологиям, при этом потребности рынка относительно низкие, а затраты на развитие всегда существенны. Невозможно, например, конкурировать с иностранцами по световым пультам — разработки стоят миллионы долларов и вряд ли скоро окупятся. Импортозамещение здесь возможно разве что в каких-то отдельных группах оборудования. А вот в механике и электронике сцены мы успешно замещаем импорт, и качество сопоставимо с качеством иностранной продукции.
Участие в выставках
В июне этого года компания участвовала со своим стендом в театрально-технологической биеннале Stage Set Scenery 2015 в Берлине. Разумеется, мы посещаем все профильные выставки за рубежом, следим за новостями, встречаемся, разговариваем. Многие потенциальные партнеры, с кем мы вели переговоры на выставках, проявляют активный интерес и приезжают, чтобы познакомиться ближе с нашим производственным процессом. Это движение — обоюдное, и сейчас осенью на выставке Prolight + Sound NAMM в Москве на нашем стенде будет представлена, кроме собственной, продукция наших эксклюзивных партнеров из Германии и Канады, приедут и представители этих компаний. Естественно, ассортимент продукции значительно шире, и он не ограничивается тем, что будет представлено на стенде. В ближайшем будущем планируем посещение театральной выставки в Париже, а потом — традиционный Франкфурт в апреле.
Удивительно, но за рубежом нас знают порой не хуже, чем в России. Нередко приходится слышать на родине удивленные вопросы: «А вы и такое делаете?» А ведь мы действительно делаем и такое, и многое другое, причем уже давно, всерьез и надолго.
В заключение нашей беседы хочу обратиться к читателям журнала Light.Sound.News: приходите на наш выставочный стенд на Prolight + Sound NAMM в Сокольниках, а если не успеете — заходите в наш офис в Москве или на производство в Троицке, давайте познакомимся ближе за чашечкой чая. Будет интересно!
текст Дмитрия Чернышева
Оригинал статьи опубликован на информационном ресурсе «Light. Sound. News.» по адресу http://lightsoundnews.ru/lsn/?p=16227#