+7 499 504-04-02
д. Красная Пахра, д. 1.
Комплекс управления спектаклем КУС
(Пульт помощника режиссера ППР)
Якунин Виталий, 26.06.2020
Содержание:
Что такое КУС / ППР и его применение
Термин Комплекс управления спектаклем введен в обиход всего несколько лет назад. Это произошло естественным образом, когда стало понятно, что название Пульт помощника режиссера не отражает действительной ситуации. То есть, в классическом смысле пульт помрежа был некоторым относительно простым аппаратом с минимальным функционалом и достаточно скромной сетью абонентских устройств; сейчас же это действительно комплекс систем, с помощью которых координируется работа всех технологических служб, и сеть которого пронизывает весть театр: от зрительского входа до загрузочных ворот в арьере, от сцены до кабинетов руководства, и от трюма до колосников. |
Современный спектакль – это не только игра актеров и творчество режиссера. Это работа большого коллектива технических специалистов (цехов):
|
Чтобы спектакль состоялся без сбоев и абсолютно «гладко» для зрителей, необходимо четко и точно координировать работу этих специалистов. Этим занимается Помощник режиссера: он начинает спектакль и ведет его, исходя из:
|
По ходу действия помреж открывает и закрывает занавес, дает сигналы механикам на движение механизмов сцены и декораций, объявляет перестановки, следит за выходом актеров, дает команды операторам света и звука, и многое-многое другое. Количество векторов внимания огромно, и ни одно действие нельзя упустить. Логичным становится использовать в работе помрежа современную технику и электронику. Оборудование собирается в некий «диспетчерский центр» - Комплекс управления спектаклем. |
Если говорить формально, Комплекс управления спектаклем КУС (ППР, пульт помощника режиссера) предназначен для организации взаимодействия технических служб и участников театральной группы при проведении спектаклей, репетиций и любого рода концертных мероприятий.
|
Также на базе КУС, с учетом специфики, для цирков собираются Пульты инспектора манежа, для проката Комплексы управления мероприятием. Все приборы, сети, программное обеспечение КУС / ППР подчинены одному: свести к минимуму технические вопросы и оставить помрежу время и силы на творчество совместно с актерами. |
Историческая справка
Мы столкнулись вплотную с системами ППР в 2005 году, когда совершенно случайно театр Вахтангова озадачил нас заменой своего старого ППР. У нас уже тогда вполне успешно разрабатывалась и производилась электроника, и мы вникли в тему, разработали первую, достаточно примитивную систему, установили, и она проработала в театре несколько лет. При выполнении этого заказа электронщики были ошеломлены разнообразием задач. Это и связь и видео, и управление трансляцией и контроль света в зале, и так далее и так далее. И это оказалось крайне интересно. Мы продолжили разбираться с этой темой уже на системной основе, и оказалось что у театров и ДК есть серьезная потребность в этих системах, а никаких вменяемых решений на рынке нет. |
И в итоге появились готовые крайне удачные и эффективные технические решения. Разработки, общение с пользователями продолжается, и будет продолжаться, и ситуация на текущий момент следующая:
|
Ситуация с ППР в театрах на текущий момент
За всю историю компании мы работали более чем на 400 объектах, и на многих ППР в том или ином виде существовал. И на огромном количестве объектов мы видим удивительные устройства, которые в подавляющем большинстве случаев можно отнести к двум видам:
«Неведома зверушка» Самодельный пульт, который сделал какой-нибудь институт радиотехники по спецзаказу или просто радиолюбитель-энтузиаст со светлой головой и золотыми руками. Но при этом ярко выраженные проблемы:
Точнее, починить можно всё что угодно, мы так и делали и делаем. Но это практически никогда не бывает для театра хоть как-то рентабельно и приемлемо. |
«Франкенштейн» «Сборная солянка» из типовых приборов управления светом, звуком, видео. Особенности и проблемы:
|
Идея интегрально-модульной системы ППР
В процессе разработок, реализации и общения с заказчиками мы прошли несколько этапов изменения идеологии комплекса и в настоящее время остановились на структуре, которую назвали Интегрально-модульной. Вся система КУС / ППР это интегральный программно-аппаратный комплекс приборов и систем, построенных по единому принципу, на совместимой элементной базе, с применением единой системы протоколов и ПО. Система сделана таким образом, что может быть использована как в виде любого набора, так и в виде отдельных систем. Все приборы имеют рэковый форм-фактор. Все органы управления располагаются в удобном для оператора месте, индикаторы отображают только ту информацию, которая нужна, яркость светодиодной подсветки выдвигающегося рабочего стола, бокового фонового освещения и подсветка клавиш в приборах регулируется по отдельности. |
Какие это дает преимущества:
|
Практически все блоки КУС / ППР и абонентские устройства соединены посредством цифровых каналов. Это позволяет минимизировать количество кабельных трасс, резко снижает сроки и стоимость монтажных и пуско-наладочных работ. |
Функциональная структура
Для удобства работы проектировщиков, инсталляторов и эксплуатации, мы делим все подсистемы и приборы КУС на три категории. |
1. Пульт или несколько пультов
Приборы, с которыми непосредственно работает помреж. В пульте нет ни одного прибора с вентиляторами, поэтому от него абсолютно нет никакого шума. Пульт обычно устанавливается поблизости от портала.
2. Шкафы силовой аппаратуры
В ШСА устанавливаются силовые, коммутирующие и другие приборы, к которым подходит множество линий, и многие из которых имеют активную вентиляцию. Это серверы, сплиттеры, коммутаторы, усилители и т.д. ШСА устанавливаются в серверных, электрощитовых и других помещениях вне сцены.
3. Абонентские устройства
Все внешние устройства, не устанавливаемые в пульте или ШСА. Это динамики системы оповещения, микрофоны интершума, абонентские устройства системы связи, камеры, телевизоры, световые повестки и т.д.
Функционально КУС / ППР строится из следующих подсистем:
|